about-steel.ru Рынок жилья в Москве оживился, утверждают риелторы. Но каждое агентство недвижимости, работающее в городе, может говорить об активизации рынка, лишь опираясь на собственные данные. А единственным  объективным показателем реального положения дел в жилом сегменте столицы по-прежнему остаются данные Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Москве.

О том, ждать ли в 2010 году рекордного числа заключенных договоров по приобретению квартир после двух "тощих" кризисных лет, как аномальная жара отразилась на рынке жилья и насколько часто в столице аннулируют сделки с жилой недвижимостью из-за "черных" риелторов, "РИА Новости – Недвижимость" рассказал руководитель Управления Росреестра по Москве Сергей Денисенко.

– Сергей Дмитриевич, какова была в январе – июле 2010 года динамика регистрации сделок купли – продажи жилья на рынке Москвы? – По числу заключенных сделок купли-продажи жилья этот год обогнал не только 2011 и 2011 годы, на которых отразилось влияние финансового кризиса, но и 2011 год.

Всего за первые семь месяцев 2010 года было совершено 48,018 тысячи сделок, что на 73,5% больше, чем в 2011 году, на 31,4% – чем в 2011 году и на 28,1% – чем в 2011 году.

Интересным представляется и то, что в этом году – в первую очередь благодаря программе "Народный гараж" правительства Москвы – существенно больше стало, причем в самые последние месяцы, зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве на нежилые помещения. Так, если в первые семь месяцев года в столице было зарегистрировано 309 долевых договоров по жилью, то по нежилому фонду таких соглашений почти в 20 раз больше – 6,148 тысячи.

Количество долевых договоров участия в строительстве по нежилому фонду стало расти особенно активно с середины весны: в апреле – 116 зарегистрированных соглашений, в мае – 544, в июне – 2,758 тысячи, в июле – 2,705 тысячи.

– Как аномально жаркое лето отразилось на вашей работе? Риелторы жаловались, что в дни с наиболее высокой температурой многие отказывались от просмотров… – В целом летом для нас почти ничего не изменилось. Как было примерно 18 – 19 тысяч регистрационных действий, так и осталось. В августе мы ждем нового витка роста увеличения регистрационных действий, который продолжится в сентябре и октябре. Ну а самыми трудными для нас месяцами традиционно бывают ноябрь и декабрь – в них увеличивается число регистрационных действий минимум в полтора раза.

– Что происходит с ипотечными сделками в Москве в этом году? – Как и общее число сделок по купле-продаже жилья, их количество растет. Всего в январе – июле 2010 года ипотек в силу закона и в силу договора в городе было зарегистрировано более чем в 3 раза больше, чем в аналогичном периоде 2011 года – 11,207 тысячи. Увеличение по сравнению с 2011 годом – почти 9,7%, по сравнению с 2011 годом – почти 11%. Думаю, во многом это происходит благодаря правительственным мерам по снижению ставок, вследствие которых ипотека снова становится доступной. К сожалению, наша база не позволяет отслеживать, по каким банкам идет наибольший рост ипотечных сделок, но, по нашим наблюдениям, на первом месте стоит Сбербанк, приближается к нему, а может, уже наступает на пятки ВТБ 24. На третьем месте – Банк Москвы, много работающий по социальным программам правительства столицы.

– Сократилось число "ложных" ипотек, из-за которых вам пришлось вдвое сократить срок регистрации сделок? – Прошло меньше трех месяцев со времени, как в Москве сделки по купле-продаже жилья начали регистрироваться за 15 дней вместо месяца, так что анализ статистики вряд ли будет корректным.

Но мы видим, что рынок "мнимых" ипотек, когда человек сначала регистрирует ипотеку, а затем ее гасит, обходным путем регистрируя сделку по приобретению квартиры быстрее отведенного на это законом срока, существенно обрушился в результате наших действий. Теперь посреднические организации, предлагающие помощь в ускоренном оформлении сделок на рынке жилья, просят за свои услуги не 90 тысяч рублей, как раньше, а 40-45 тысяч рублей.

Однако все же сегмент подобных услуг не умер окончательно, и мы продолжаем с ними бороться. По закону, ипотеку в силу закона мы должны регистрировать не более чем пять рабочих дней, а снятие ипотеки – еще три рабочих дня. Я дал указание точно соблюдать этот срок и не сокращать его. Итого мы выходим на десять календарных дней. В результате, мы надеемся, что человек, которому за 40 – 45 тысяч предлагают зарегистрировать сделку по покупке квартиры за 10 календарных дней, подумает, а нужно ли платить деньги "на сторону", если за 15 календарных дней это можно сделать, лишь оплатив госпошлину.

Кроме того, я дал поручение проработать вопрос, позволяют ли возможности нашего бэк-офиса регистрировать жилье в Москве за 12 календарных дней. Думаю, что это окончательно выбьет почву из-под "мнимой" ипотеки.

– Сталкивались ли вы еще с какими-то обходными схемами при регистрации сделок с жильем в Москве? – Системно пока мы выявили только "мнимую" ипотеку. То, что происходит в более короткие сроки, и раньше контролировалось очень тщательно. Круг лиц, которые могут ускорить регистрационные действия, очень ограничен – это руководитель управления, то есть я, и один из моих заместителей. Еженедельно мы проводим мониторинг времени, за которое осуществляется регистрация сделок, и анализируем данные на предмет "непонятных" ускорений. При этом существующая электронная база не позволяет регистраторам самостоятельно уменьшить период прохождения документов без письменной резолюции.

– То есть Управление Росреестра по Москве уже перешло на электронный документооборот? – Мы ведем реестр сделок в электронном виде. Но заявление гражданин должен написать сам, ведь нам нужно его идентифицировать. Думаю, как только будет завершен переход на идентификацию человека с помощью электронной цифровой подписи, мы будем готовы принимать и заявления в электронном виде. Нам очень важно понимать, что за гражданином Ивановым стоит гражданин Иванов. А пока мы принимаем в электронном виде нарекания и предложения по нашей работе.

– Что вообще сейчас можно сделать на сайте Управления Росреестра по Москве? - Во-первых, посмотреть, нет ли очереди в той нашей приемной, куда вы собираетесь. При этом мы намерены ставить камеры в самом ближайшем времени не только в самой приемной, но и на входе.

Во-вторых, можно скачать и распечатать все бланки заявлений – не нужно никуда ходить и брать какие-то бланки.

Также мы работаем над возможностью заявителя в электронном виде записаться на подачу документов.

По поводу перевода всей деятельности управления на "электронные рельсы" мне бы хотелось, чтобы вы поняли вот что: к тому, к чему мы сейчас идем, Европа шла 10 лет. Думаю, в конце концов мы переведем оказание всех услуг в электронный вид и, кстати, гораздо быстрее, чем Европа – за год-два-три. Но нужно также не забывать о том, что спешка вряд ли оправданна, ведь цена ошибки – это чье-то имущество. К тому же у нас пока не учтены многие объекты капитального строительства, нет методики оценки имущества.

Проблем много, причем системного характера, которые поступательно и целенаправленно решаются не на уровне нашего управления, а на уровне Росреестра.

Думаю, 2013 год – это вполне реальная дата, когда большую часть услуг граждане смогут получать в электронном виде.

– Еще одна "горячая" тема – это так называемые "черные" и "серые" риелторы. Судя по тому, сколько вам приходиться аннулировать по решениям судов сделок в Москве, можно сказать, стало ли их больше или меньше? – Отдельно такой статистики мы не ведем. Есть данные о решениях судов, когда те признают наши регистрационные действия незаконными. Мы с такой формулировкой чаще всего не согласны. Ведь, как правило, вот что происходит: нарушаются чьи-то права на недвижимость. Человек обращается в правоохранительные органы и говорит: ребята, у меня "увели" квартиру, ее продали без меня. После этого правоохранительные органы начинают следственные действия, и уже в рамках уголовного дела выносится решение о якобы незаконном регистрационном действии.

Но мы-то оцениваем документы, которые принимаем, изначально не как подделанные, а как подлинные, и не работаем с людьми, которые их принесли. В нашу компетенцию не входит экспертиза подлинности документов. Если регистратор усомнился в подлинности бумаг, он имеет право послать запрос в тот орган, который выдал этот документ.

А вообще мы обязаны принять документы у любого физического лица и у представителя любого юридического лица по доверенности. И даже если документов в пакете не хватает, мы все равно должны их взять, уточнив в расписке, что таких-то и таких-то бумаг нет. Если документы в установленный законом месячный срок не вносятся, мы приостанавливаем процесс регистрации на месяц. И лишь после того, как пройдет два месяца, мы можем написать отказ в регистрации.

Поэтому получается, что мы гасим сделки по решению суда в силу открывшихся обстоятельств, а не потому, что зарегистрировали незаконную сделку. И далеко не всегда речь идет об "уголовщине" – как раз таких случаев немного. Гораздо чаще гасить сделки приходится в результате гражданско-правовых процессов, то есть споров между разными лицами.

– То есть опасность, что регистратор "перепишет" квартиру на другого человека не так велика, как зачастую думают люди после просмотра передач про "черных" риелторов? Насколько я знаю, чаще всего вопросы у следователей возникают к нотариусам. Но только Господь Бог может гарантировать, что регистратор не возьмет взятку. В остальном остается надеяться на совесть наших сотрудников: ведь все, кто работает в области предоставления государственных услуг населению или юридическим лицам, находится в постоянной группе риска. При этом, разумеется, в нашем управлении ведется работа по противодействию коррупции. Мы сами стараемся выявлять сотрудников, поддавшихся разного рода стимулам.

Однако со взятками – законченным составом уголовного преступления – мы не сталкивались очень давно. Насколько я помню, в 2011 году, когда я работал в управлении в должности руководителя управления, по этой причине у нас было арестовано два человека. С ноября 2011 года я вернулся в управление в аналогичной должности, и пока под административную или уголовную ответственность не попало ни одного человека.

Всего с ноября прошлого года по конец лета мы уволили порядка 10 человек. На фоне штатного расписания в 2,136 тысячи человек, и из которых 1,8 тысячи гражданских служащих, как вы с легкостью сможете подсчитать сами, получается, что на коррумпированных лиц приходятся тысячные процента.

– А как идет борьба с очередями в ваших приемных? – Сейчас мы работаем над запуском единого call-центра, который сможет принимать звонки от тех, кто хочет записаться на прием. Пока, к сожалению, далеко не все дозваниваются к нам, кто хотел бы. Но 250 – 300 человек в день уже записываются на прием по телефону, и эта цифра постоянно увеличивается. Единая предварительная запись по Управлению Росреестра по Москве осуществляется по телефонам 957-68-74 и 957-68-22. Также во всех приемных территориальных отделов существует собственный телефон для предварительной записи. День приема устанавливается по согласованию звонившего с территориальным отделом.

Думаю, как только нам удастся довести долю тех, кто приходит в приемные по предварительной записи, до 50% и выше, проблема очередей будет практически решена, хотя, конечно, москвичи пока не слишком помогают нам в решени