snowstroi5.ru Уходящий год оказался серьезным испытанием для комплекса имущественно-земельных отношений Москвы. Спрос и цены, в том числе и на городскую недвижимость, продолжали падать, а планы по доходам в бюджет по этим важным статьям никто не отменял.

О том, удалось ли наполнить столичную казну, сохранятся ли в новом 2010 году льготы по аренде помещений для малого бизнеса и какая судьба ждет знаковые объекты столицы - например, Центральный дом художника, ЦУМ и Всероссийский выставочный центр, – в интервью РИА Новости рассказал заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса имущественно-земельных отношений города Владимир Силкин.

– Владимир Николаевич, расскажите, как обстоят дела с выполнением годового плана по поступлениям в бюджет от Департамента имущества города Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы? Справляются ли департаменты с поставленной задачей? – Департаментом земельных ресурсов города Москвы (ДЗР) план на 2011 год будет выполнен. В Департаменте имущества города Москвы (ДИГМ) дела обстоят существенно сложнее, но в основном это связано с объективными фактами.

– С какими статьями доходов возникли сложности? С чем это связано? – С продажей недвижимости и пакетов акций. План по продаже нежилых помещений – 6,8 миллиарда рублей - в этом году существенно выше прошлогоднего. Пока по этой статье ДИГМ получил лишь 2 с небольшим миллиарда рублей (29,6%). Кризис серьезно ударил по рынку недвижимости, и мы столкнулись с тем, что в 2011 году он просто замер, занял выжидательную позицию: покупатели ждали серьезного дисконта, а продавцы не хотели уступать. Ни ДИГМ, ни правительство Москвы также не считали правильным продавать недвижимость по бросовым ценам. Кроме того, мы включили подавляющее число помещений в реестр поддержки малого предпринимательства. Помещения, попавшие в этот перечень и арендуемые малым бизнесом, не выставляются на аукцион, если арендатор против. Так что нашим приоритетом на 2011 год было сохранение неналоговых доходов по возобновляемым источникам (аренда, дивиденды, отчисления чистой прибыли), а продавать недвижимость с существенным дисконтом, потеряв таким образом источник регулярных поступлений в бюджет, неправильно.

От продажи наших долей в акционерных обществах мы планировали получить 1,6 миллиарда рублей, а по факту реализовали пакетов акций всего на 617,2 миллиона рублей (38,6%). Причина та же: нецелесообразно продавать по бросовым ценам.

Что же касается аренды помещений, то в конце 2011 года было принято политическое решение: постановлением правительства Москвы номер 1218-ПП малым предприятиям установлена льготная ставка – 1 тысяча рублей за квадратный метр в год. Это минимальная ставка аренды, которая едва покрывает расходы города на обслуживание помещений. Перед тем, как принять это решение, мы считали, сколько потеряет бюджет, предоставляя такую льготу. Ориентировались на 5,6 миллиарда рублей.

Хотя мы уже тогда прогнозировали, что многие предприятия, не имеющие свидетельства малого бизнеса, увидев льготу, изменят свой статус. Так и получилось. Малых предприятий стало больше, а выпадающие доходы бюджета возросли почти до 7 миллиардов рублей. Этих 1,3 миллиарда рублей нам как раз и не хватит, чтобы выполнить план по аренде – вместо запланированных 13,659 миллиарда рублей соберем, думаю, 12,32 миллиарда рублей.

ДЗР выполнит план по всем статьям. Арендные платежи по данным на середину декабря собрали в сумме 14,121 миллиарда рублей из запланированных 15 миллиардов. Поступления по земельному налогу также не вызывают опасений. В начале года мы предвидели серьезные проблемы с платой за  выкуп права аренды земли. Речь идет об инвесторах, которые получили разрешение на новое строительство или реконструкцию и в связи с кризисом оказались в тяжелой ситуации. Эти платежи достаточно существенны по объемам, поэтому подавляющее большинство инвесторов обращались к нам с просьбой либо пересмотреть, либо предоставить рассрочку. В мае 2011 году мы инициировали рассмотрение на заседании правительства Москвы вопроса о предоставлении рассрочек. Ведь нам важно не остановить инвестиционный и строительный процессы, это же рабочие места. Тем более что платежи мы можем получить не единовременно, а в течение срока строительства. В декабре этот документ увидел свет.

– А что будет с теми, кто получил право аренды в этом году на специализированных торгах для малого бизнеса и платит минимальную арендную плату? Они будут платить по выигранным ставкам или льгота останется? – Постановлением номер 1218-ПП было установлено, что до какой бы ставки арендной платы ни доторговался победитель аукциона, в 2011 году он будет платить по минимуму – 1 тысячу рублей за квадратный метр в год. Как показала практика, в специализированных аукционах стали принимать участие в большинстве своем так называемые риелторы, которые предлагали абсолютно нерыночные цены. Если у нас средняя ставка аренды 9-10 тысяч рублей за метр в год, они предлагали по 50 и даже по 70 тысяч, что даже выше цены выкупа этих площадей! Таким образом, они фактически "отрезали" эти помещения от реальных малых предпринимателей, а потом начинали искать покупателей на свои фирмы, имеющие договор аренды с ДИГМом. При этом эти риелторы убеждали потенциальных покупателей в том, что правительство Москвы все последующие годы продолжит курс поддержки малого бизнеса, и ставка так и останется на уровне 1 тысячи рублей.

Мы действительно сохраним минимальную ставку арендной платы для предприятий малого бизнеса и в новом году. Но, в соответствии с федеральным законодательством, мы не имеем право эту льготу сохранить для случаев, связанных с аукционом. Это прямое нарушение закона о конкуренции. Ведь в конкурсной документации указывалось – льгота на 2011 год. А условие аукциона задним числом менять уже нельзя. Соответственно мы всем этим победителям, в основном это риелторы, уже отправили уведомление, что с 2010 года они, в соответствии с законом и итогами аукциона, должны платить ту ставку аренды, которую они заявили на аукционе, пусть это будет 30 или 50 тысяч рублей и так далее. Сняли за 30-50 тысяч рублей – обязаны платить. Это закон.

– А будут ли тогда проводиться специализированные торги для малого бизнеса по минимальной стартовой ставке в 2010 году? – Нет, такие специализированные торги в 2010 года проводиться не будут. Будет новая система торгов. Мы ждем, когда Министерство юстиции утвердит положение о проведении торгов, разработанное ФАС. Как только мы получим это положение, мы начнем проводить торги согласно этому положению. Сейчас пока можно приблизительно сказать, что для отсечения рейдеров будет принят целый ряд мер, например, финансовая ответственность. Во-первых, с участников торгов будет требоваться внесение внушительного залога (это сейчас они рискуют небольшими деньгами!), и если они не будут подписывать договор аренды, а будут пытаться продать свою фирму, этот залог у них пропадет. Кроме того, будет установлен категорический запрет на изменение профиля помещения, так что если в аукционе указано "Фотомастерская", то это будет всегда на период действия аренды "Фотомастерская" и так далее. Также будет введен категорический запрет переуступки прав аренды, поэтому победители аукционов не смогут перепродавать эти помещения.

Во-вторых, как только получим это новое положение, мы планируем создать систему, которая поможет поддержать малый бизнес через установление на трехлетний период пониженной ставки аренды. Например, в условиях аукциона будет прописано, что арендатор в первый год будет платить 40% от цены ставки, объявленной в ходе аукциона, второй год – 60% от цены, в третий год – 70%. Это пока условные цифры, но нам важен сам механизм. Мы попытаемся предоставить помещения для начинающих предприятий, у которых на начальном этапе деятельности нет денег. Мы все это обсудили с ФАСом, многие наши предложения в этом положении были учтены, поэтому мы надеемся, что этот подход позволит получать помещения малому бизнесу, а не перекупщикам.

– Как вы планируете решать проблему с ФАС относительно реестра недобросовестных арендаторов, ведь ФАС считает его незаконным? – Понятно, что при наличии существующего закона не допустить кого-либо к аукциону мы не имеем права и не собираемся это делать. Если бы законодатель принял норму, аналогичную используемой для реестра недобросовестных поставщиков, то мы бы применили ее.

Мы на самом деле предлагаем ввести информационный реестр недобросовестных арендаторов, с помощью которого мы хотели бы обратить внимание на определенные фирмы. Сначала они участвуют в аукционах, побеждают, а потом начинают продавать эту фирму. Мы хотим донести до бизнеса, что у тех, кто эту фирму купит, в последующем могут возникнуть серьезные проблемы, о которых они и сами не догадываются, но заложенные в самом аукционе.

– Какое вообще задание по годовому плану будет на 2010 год? На что будет сделан акцент? – Поступления от использования имущества в 2010 году должны принести в городскую казну чуть более 41 миллиарда рублей. Основным видом использования городской недвижимости останется аренда: поступления от сдачи в аренду земельных участков и имущества, как ожидается, составят 32,5 миллиарда рублей.

– В 2011 году вы хотели продать площади в ЦУМе. Затем вы решили сдать их в аренду до лучших времен. Будут ли изыскиваться и готовиться интересные объекты в 2010 году? – Все будет зависеть от конъюнктуры рынка. По итогам 2011 года мы поняли: целесообразнее "дробить" объекты и продавать их по частям. Потому что на объект площадью 100-150 квадратных метров покупателя найти проще, чем на 2-3 тысячи. Поэтому стратегия департамента в 2010 году будет следующая: проанализируем все помещения, непроданные в этом году, чтобы понять, можно ли их раздробить и продать отдельными лотами. Это будет и доступно для малого бизнеса, и более ликвидно. Скорее всего, мы так же поступим и с ЦУМом: разделим его на маленькие части и продадим.

– Такие объекты как ЦУМ есть у Москвы? – Такого как ЦУМ – нет. Это уникальный объект. Но ведь и он родился в рамках реализации инвестиционного проекта. Не исключено, что по закрываемым в 2010 году инвестконтрактам город получит аналогичную по метрам долю в каком-нибудь торговом центре. Но не с таким громким именем, конечно.

– А что Вы думаете о сносе еще одного известного московского здания – ЦДХ? – Я, конечно, не архитектор, но, как житель Москвы, считаю, что эта бетонная коробка никакая не архитектурная гордость. А вот место совершенно уникально - Парк культуры и отдыха имени Горького с одной стороны, парковая территория ЦДХ с другой. Правительство РФ провело не одно совещание о дальнейшей судьбе ЦДХ, где подчеркивалось, что эту территорию нужно рассматривать как единое целое и застраивать единым комплексом, создать на их месте уникальный парк, подобный всемирно известным паркам развлечений, или парк искусств и науки.

Уникальное место должно по-настоящему стать жемчужиной города. И российское правительство готово доверить реализацию этого масштабного проекта Москве, понимая, что город способен справиться с такой задачей. И недавнее постановление правительства РФ о сносе ЦДХ мы расцениваем как поддержку города в таком грандиозном начинании.

Там должна быть музейная часть, галерея искусств, зоны рекреации и отдыха. Те, кто не хотят это слышать, говорят: "А мы думаем, что там будут офисы, жилье, апартаменты". Но убеждать людей в том, что они не хотят слышать – занятие глупое. Между тем, сейчас будут приняты правила землепользования и застройки в столице, и там нет никакой офисной функции, жилья и апартаментов.

– А есть в Москве похожие на Парк имени Горького места? Да, ВВЦ – такое место. Как и парк имени Горького, ВВЦ – совершенно уникальное место для отдыха. И в нашем городе есть большая потребность в том, чтобы таких мест для отдыха было больше. Для этого нами был исследован громадный мировой опыт с точки зрения организации подобных парков, в рамках которого м