Начало публичных слушаний в ЗСО не обошлось без эксцессов. Организация «Горсовет» под руководством общественницы Витты Владимировой подготовила петицию для депутатов ЗСО. Общественники устроили пикет возле здания Заксобрания и настойчиво требовали запретить уплотнительную застройку в Челябинске. Члены Горсовета рекомендовали губернатору и депутатам ЗСО провести проверку по фактам строительства зданий, нарушающего права жителей, и отправить отчеты президенту России и в правительство. В обращении к депутатам ЗСО были указаны порядка 11 адресов, пострадавших от уплотнительной застройки (ул.Южная, 4А, Захаренко, 11А, Энтузиастов, 29, Воровского, 36б и т.д).

Кроме этого, «Горсовет» подготовил письмо в правительство России с требованием наделить участников публичных слушаний правом вето, которое позволило бы опротестовывать планы мэрии по планировке и застройке отдельных территорий. В процессе публичных слушаний вице-президенту Ассоциации строителей России Владимиру Пономареву от «Горсовета» поступил вопрос, как он оценивает такую инициативу. «Я, честное слово, резкий противник всяких вето, – ответил на это Владимир Пономарев. – Сейчас такое время, что постоянно идет война компроматов. Договариваться с гражданами и учитывать их мнение, безусловно, нужно. Для этого есть и общественная палата, и другие общественные организации. Но профессиональные вопросы нельзя выносить на широкую публику».

На публичных слушаниях чиновники разобрали нацпроект «Доступное жилье», что называется, по косточкам. Председатель комитета ЗСО Челябинской области по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству Юрий Карликанов признал, что несмотря на ударные темпы по вводу жилья за последние два года большая часть населения по-прежнему не способна самостоятельно решить квартирный вопрос. Первый замминистра Минстроя области Виктор Тупикин напомнил, что в 2011 году Южный Урал совершил строительный рывок, увеличив количество нового жилья по сравнению с 2006 годом более чем на треть. Статистика подтверждает, что жилья становится больше. Но становится ли оно доступней большей части населения? «Заметьте, мы до сих пор не знаем, о чем говорим – что такое доступное жилье, – обратился к участникам слушаний генеральный директор Регионального информационного центра по ценообразованию в строительстве и ЖКХ Игорь Лазарев. – В Москве, например, ввели категорийность жилья, и всем понятно, что нужно считать доступным жильем эконом-класса, а что относится к классу “элит”».

Далее эксперты отрасли огласили весь список препятствий, которые тормозят ввод жилья. По каждому из вопросов у первого вице-губернатора Владимира Дятлова нашлись уточнения, замечания и пожелания.

Строители vs монополисты Одна из уже набивших оскомину сложностей для российского строительного бизнеса – затраты на инфраструктуру будущих объектов и подключение их к инженерным сетям. Строительные компании не раз предлагали снижать стоимость квадратного метра жилья с помощью финансирования строительства объектов инфраструктуры за счет государства. Однако, по мнению Владимира Дятлова, мера эта неэффективна, поскольку на рынке недвижимости задает тон прежде всего покупатель, и именно спрос рождает предложение.

Что касается платы за подключение к сетям поставщиков тепла, электроэнергии, водоснабжения, то сам процесс строители называют крайне забюрократизированным и нерациональным. «Только для того, чтобы подключиться к нашему ПОВВ, нужно в пределах их ведомства собрать 25 подписей!» – привел пример президент Союза строителей Челябинска Леонид Семичастный.

Но, похоже, для строительных компаний в конце этого туннеля забрезжил свет. «Монополисты предлагают нам платить за то, что мы за свой счет строим объекты, безвозмездно отдаем их, а потом еще и платим за пользование ими, – разъяснил присутствующим вице-губернатор. – Абсолютно неправильная позиция. Мы создаем рабочую группу, которая досконально изучит вопрос. На мой взгляд, мы должны в тариф включить, в том числе, за счет платы за подключение и за счет инвестиционной составляющей, только компенсацию процентной ставки по кредиту. Проще говоря, наши монополисты должны пойти в банк, взять кредит на строительство сетей, а мы должны заложить плату за пользование процентной банковской ставкой. Вот это будет справедливо».

Затяжной прыжок: от лицензирования к СРО После того, как лицензирование строительной деятельности было признано неэффективным «фильтром» для недобросовестных застройщиков, правительство России начало переход на саморегулирование. Однако вывести процесс из-под контроля государства не получается: СНиПы и ГОСТы носят лишь рекомендательный характер, а новые технические регламенты будут приняты до конца только к 2012 году. Начальник управления Госстройнадзора Минстроя Челябинской области Евгений Ефименко подчеркнул, что по сей день не существует ни одного утвержденного техрегламента. Таким образом, должен пройти переходный период, чтобы строители одновременно не остались без лицензирования и саморегулируемых организаций.

В Челябинске известно о создании как минимум трех саморегулируемых организаций. Но Владимира Дятлова это не радует. «Я считаю, что это абсолютно неправильно и губительно для строительного рынка и самих строителей, ведь сегодня многие проблемы можно решить только находясь в одной организации на уровне области, – заявил чиновник. – СРО должна быть в регионе одна, иначе у нас будут разные стандарты, правила, и в результате пострадают и строители, и люди – жители челябинской области».

Новые ресурсы строительной отрасли Южный Урал намерен побить рекорд 2011 года по вводу жилья. При этом ряд экспертов высказывают мнение, что вскоре регион столкнется с серьезным дефицитом строительных материалов, в частности, цемента, железобетонных конструкций и т.д.. Проблема даже не в том, что в области нет нужных ресурсов. Напротив, по словам Игоря Лазарева, прогнозы здесь обнадеживающие. Так, достаточно вскрыть одно-два уже разведанных месторождения песков, чтобы с хорошим запасом обеспечить этим материалом область. То же самое касается месторождений стекольных песков, которые позволят построить на территории области стекольный завод. Гораздо больше игроков рынка беспокоит тот факт, что богатая ресурсами территория отгружает серьезную долю материалов за пределы области.

В правительстве области этот вопрос предлагают решать с помощью территориального заказа. В стадии реализации – ряд проектов, которые к 2012 году позволят выпускать свыше 10 миллионов тонн цемента. Также обсуждается возможность переработки твердых промышленных отходов, объемы которых на Южном Урале превышают 4 миллиарда кубометров.

Страсти по межеванию В своем докладе председатель Челябинской городской думы Сергей Комяков обозначил такую проблему, как невыстроенная работа по межеванию земли под многоквартирными домами. Отстаивая свое право на комфортное проживание, челябинцы все чаще обращаются в мэрию и КУиЗО с заявками на межевание. Однако дело продвигается медленно. «Например, квартал за бывшим универмагом “Большой” межуют уже год, – говорит Сергей Комяков. – Дело в том, что отсутствует государственная методика определения границ земельного участка под многоквартирными домами. Мы уже три года над этим работаем, а воз и ныне там. И когда собственники подают заявление в муниципалитет и требуют оформления земельного участка, мы оказываемся просто не в состоянии реализовать это, хотя даже предусматриваем на это деньги. Провести межевание очень трудно, а иногда и просто невозможно».

После того, как докладчики обозначили круг злободневных вопросов в реализации нацпроекта «Доступное жилье», участники публичных слушаний приняли ряд рекомендаций для всех уровней власти. Семистраничная брошюра содержит в себе рекомендации к ЗСО области и правительству РФ, которые касаются формирования земельных участков под строительство, совершенствования законодательства по ряду направлений, создания на базе Минстроя области подразделения, курирующего вопросы стройиндустрии, и т.д.